«Папы ближе к детям». Игропедагог о том, как развить в ребенке таланты

«Папы ближе к детям». Игропедагог о том, как развить в ребенке таланты

Игропедагог — это специалист, создающий образовательные программы на основе игровых методик. О секретах ненавязчивого обучения «АиФ-Юг» рассказала представитель редкой профессииМария Тетерина.

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: В вузах этой узкой и молодой специальности пока не учат. Большинство игропедагогов — мамы маленьких детей. Профессию получают, выйдя в декрет. Но как понять другой маме, которая собирается доверить своего ребенка чужому человеку, что он — действительно специалист?

Мария Тетерина: Наверное, наличие высшего образования все-таки необходимо. У меня три высших, базового педагогического нет, но одна из специальностей по диплому —  переводчик с английского. Когда я узнала, что скоро стану мамой, стала задумываться: что я могу дать ребенку, как воспитать, чему научить? Решила, что иностранный не помешает. В Интернете много информации о программах раннего обучения: курсы, лекции, методические материалы. Есть методики, дающие возможность учиться заочно. Также закончила курсы психологов…

Мамы — игропедагоги — явление логичное. Свою состоятельность они подтверждают каждый день и каждый час — прежде всего, работая со своим малышом.  Как проверить квалификацию? Она проявляется в результатах.

— Что умеет ребенок, с которым начали заниматься в два года, скажем, через шесть месяцев?

— Как минимум, он без труда оперирует понятиями цвета и счета. Отличие игропедагогики от стандартной методики обучения в том, что набор знаний происходит через примеры, игру. Стандартно — как? «Посмотри, мой хороший, вот у нас листочек. Вот оранжевый, а вот красный. Этот какой?» — «Красный!» — «Нет, дорогой, это оранжевый». И снова: «Этот какой?»

В игропедагогике интересная для ребенка форма общения. Допустим, цвета он учится узнавать, паркуя машинки в гаражи определенного цвета. Комментируя происходящее, мы параллельно обогащаем его речь. Важно, чтобы ребенок не устал, не потерял интерес. Оптимальная продолжительность занятия с детьми в возрасте 3-4 лет, с вводной и заключительной частью, составляет 40-50 минут. Встречаешь детей на пороге и потом провожаешь до двери. Они, когда разыгрываются, не хотят уходить. Мы ищем пару ботинку, куртку. Все это с шутками, прибаутками. Учитывая эти моменты, сеанс длится примерно час. Детишкам помладше с избытком хватает 30 минут на занятие, с приветствиями-прощаниями около 45. Настаиваю, чтобы мамы, папы, бабушки включались в игру. Дети учатся на примере взрослых. Ребенок наблюдает: нравится ли маме то, что происходит? Вовлеченность взрослых дает мощный стимул и как следствие —  рывок.

— Нередко приходится наблюдать некорректное поведение родителей. Мама может отшлепать малыша. А он и сам порой ведет себя безобразно. 

— У каждого взрослого, который привел в жизнь ребенка, свои методы и взгляды. Многие взрослые просто не знают, как это — разговаривать с маленьким человеком на его языке, чтобы ему было понятно, чего от него ждут.

— Дайте практический совет. Допустим, вы в очереди. Малыш капризничает, валится на пол — и что делать?

— Во-первых, надо маме себя контролировать. Дети — они непосредственные, не могут регулировать эмоции механически, только потому, что лежать на полу в сберкассе не принято. Чтобы отвлечь малыша от томительности ожидания, есть много игр. Можно его на коленках покатать. Представить, что… вы едете в Африку, о которой вчера читали стишок. Если недавно были на море, уместно обыграть морскую тематику. «Мы едем, едем, едем, едем…  тут по гравию, здесь по асфальту…».

Моему сыну три года. Если мы идем куда-то, с собой всегда запас игрушек. Прячу их по карманам сумки, одежды. Очередь? Скучно? Начинаем искать. «Тук-тук-тук!» — «Кто там? Там может быть, заяц? А, нет, здесь жираф». Сыну весело, и когда угадывает, и когда ошибается. Смеемся вместе! Томительное время пролетает.

— Как реагировать на проявления жестокости ребенка, если он, скажем, пнул кошку?

— Все бывает в первый раз. Малыш проверяет мир на прочность: как это работает, как устроено? Кошку пнул… реакция должна последовать незамедлительно. Родители должны объяснить, что пинок — это не игра! А игра — это когда мы кошку берем игрушечную. Мы ее покормим, уложим спать. Так правильно!

— По вашему мнению, какой оптимальный возраст для материнства?

— Мы живем в эпоху глобализации. Женщины стараются родить позже. Но это не значит, что 30-летняя мама будет гораздо опытнее, чем 20-летняя, как не удивительно. Тут важна осознанность. Насколько она готова к появлению ребенка, желанный ли он? Часто юные мамы лучше понимают малышей. Они неопытны, всего боятся. Мамы 40 плюс менее подвержены тревожности, как правило, у них уже есть старшие дети. Большую часть ответственности они перекладывает на воспитателей и учителей.

— Срок декретного отпуска в нашей стране не раз менялся. Сейчас три года, когда-то — три месяца. А какой оптимальный для выхода мамы на работу, когда ребенка можно «отпустить»?

— К трем годам ребенка вполне можно напитать материнской энергией, тактильностью и спокойно выходить. На более раннем сроке это небезопасно. Малыш нуждается во внимании — тотальном, всепоглощающем. Но экономическая необходимость вынуждает нас выходить на работу раньше. Важный вопрос воспитания — присутствие в жизни ребенка папы. Проблема пап в том, что они зарабатывают, пропадают на работе. Но когда есть свободное время, они играют с детьми даже лучше, чем мамы. Они чаще инфантильные и потому более гибкие, раскрепощенные, ближе к детям. У пап свой стиль общения с детьми. Женщинам часто кажется, что мужья слишком жесткие, или, наоборот, добренькие, но не надо мешать. Я иногда смотрю на мужа с сыном и умиляюсь: как хорошо им друг с другом. Забывают обо всем на свете.  

— Говорят, что дети рождаются гениями. Но есть и высказывания о вреде раннего обучения. А вы как считаете?

— Сыну был год и восемь месяцев, когда мы стали играть в почтальона. Он носил письма мишке, кукле. Письмами служили карточки с сообщениями. Например, от мамы-зайчихи -  зайчонку: «Мама хочет кушать». Или от зайчонка — маме: «Папа пришел домой». Я читала и подсказывала, кому эту карточку отнести. День спустя повторили. Сын стал показывать, где какие слова написаны. Удивительно! Но потом я поняла, что ничего необъяснимого нет. Важны эмоциональность, личная заинтересованность. И тогда будет результат. Понимаете, не ребенок обладает фантастическими суперспособностями — таков резерв человеческой обучаемости. И даже не умея говорить, ребенок читает! Как? Распознает знакомые слова, не зная алфавита, по контурам букв. Но кому и зачем это нужно? Зачем делать жизнь ребенка неестественной? Не нужно форсировать события. Жить нужно согласно физиологическим законам развития, максимально их прочувствовать. И лучший способ — игра. Не просто показывать карточки: посмотри, это ветер. А выйти на улицу почувствовать этот ветер на лице. 

— Вы счастливая мама?

— Очень! Четыре года, до рождения сына, я работала в банке. Неплохие результаты, карьерный рост. Но с работы приходила выжатая. Новая специальность не слишком-то прибыльная. Но я засыпаю с улыбкой от эмоций, за день подаренных детьми. Специально события дня в уме не прокручиваю. Само получается! Да, дети бывают сложные, трудные. Но за все время работы в банке я не припомню, когда бы я засыпала, улыбаясь. Дети не только эмоции дарят. В общении с ними становишься лучше, чище.  

20:13
75
Нет комментариев. Ваш будет первым!